10 лет Арт Холдингу Татьяны Никитиной! Юбилейная выставка «Эрте и современники. Жизнь в стиле Ар-деко»

Бурные, или ревущие двадцатые «Roaring Twenties» ‒ эпоха 1920-х годов в США и Европе. Само название отражает невероятный взрыв в искусстве, культурной и социальной жизни этого периода. Радикально меняются мода и стиль одежды, утрачиваются традиционные ценности викторианской эпохи, наступает расцвет джаза: на сцену выходят джазовые певцы и музыканты ‒ Луи Армстронг и Дюк Эллингтон, виртуозная исполнительница блюза Беси Смит. Популярными становятся фокстрот, вальс и американское танго, а также чарльстон и блюз, с афроамериканских ритмами. Жизнь представляется фривольным танцем. По этой причине Фрэнсис Фицджеральд нарёк это время «веком джаза».

На сцену жизни в полный рост входит новый стиль Ар-деко. Характерный для «ревущих двадцатых» стиль архитектуры и дизайна, зародился в Бельгии и, завоевав Европу, докатился до США к середине 1920-х годов. В Нью-Йорке в этом стиле построено одно из самых высоких зданий ‒ Крайслер-билдинг. Стиль требовал своих кумиров, и они не заставили себя ждать!

   Рог изобилия

Его называют эталонным воплощением стиля ар-деко, непревзойденным мастером голливудского шика... Роман Петрович Тыртов ‒ известный миру под псевдонимом Эрте.

 

Сочетание изящества и роскоши, графической эстетики и праздничного великолепия, художник моды, график, автор театральных костюмов и скульптор, он остался в истории искусства как образцовый представитель стиля ар-деко, а его имя ‒ как своего рода «бренд» буржуазной эстетики 1920-х годов.

Творческая энергия и разносторонность мастера в полной мере проявили себя в сфере театрального костюма, декорации и кинодизайна. В 1960-е годы Эрте обратился к новому для себя виду искусства ‒ скульптуре. Художник признавался: «Я испытываю чувство возбуждения всякий раз, когда вижу и трогаю бронзу из моей коллекции скульптур, потому что именно через нее я могу видеть, как оживают мои рисунки, мои идеи, мои мысли, мои мечты, чего раньше никогда не происходило».

Обладая невероятным коммерческим и художественным чутьем, Эрте в произведениях графики, скульптуры и дизайна балансировал на грани изысканности и роскоши, сдержанности и вседозволенности, создавая притягательные образы, не оставляющие равнодушными даже самых искушенных зрителей. Сегодня произведения Эрте являются предметом страсти многих коллекционеров, а их размещение в интерьере преображает даже самую сдержанную обстановку.

Его, русского художника, родившегося в Санкт-Петербурге, знает весь мир. Работы Романа Тыртова хранятся в самых значимых Музеях мира, его всю жизнь окружали всемирно известные имена: Анна Павлова, Поль Пуаре, Мата Харри, Джорж Баланчини, Ролан Пети, Сергей Дягелев. Он и вправду стал эстетическим символом эпохи, сумевшим эту эпоху пронести через всю жизнь. Но как это ни печально, в русских коллекциях его работ почти нет. В 2016 году Эрмитаж организовал выставку «Эрте. Гений Ар-деко: возвращение в Петербург». Мы продолжаем эту традицию знакомства петербуржцев с работами Романа Тыртова.

И он снова, как и пятьдесят лет назад, в окружении современников: и своих, работы которых входят в золотой фонд Музея театрального и музыкального искусства, и наших художников, и скульпторов, работающих сегодня, прославляющих вечный и всегда новый, великолепный стиль Ар-деко.

Фаворитка короля

 

Выстака продлится до 7 октября.